Советы начинающим собаководам
Как хочется иногда выругаться на бездарные советы даваемые «новоиспеченными» любителями собаководства. И, все же, терпеливо будем рассматривать все аспекты пошаговой культуры воспитания собак.
Начнем с заводчика.
Кто такой заводчик?
Любой человек имеющий суку и производящий помет от нее, технически становится заводчиком. Чтобы стать заводчиком, не требуется никаких курсов, требуется только желание иметь от своей собаки помет. Далее, заводчик несет ответственность перед покупателями щенков.
«После продажи настоящий Заводчик будет следить за своими щенками, оказывать новым владельцам всевозможную помощь в их выращивании. Заводчик будет готов забрать щенка или взрослую собаку, если того потребуют обстоятельства – какова бы ни была причина. Это значит, что хороший заводчик должен иметь возможность немедленно предоставить место одной-двум собакам, и он не имеет права на отговорки. Хороший Заводчик считает себя родителем собаки от ее рождения и до смерти. Неся ответственность за тех, кого произвел на свет, заводчик обязан каждому их них обеспечить семью и счастливую жизнь. Все договоры купли-продажи щенка должны включать в себя положение о том, что любая смена владельца собаки должна происходить через заводчика или с одобрения заводчика.»
Так ли это?
Большинство стараются в меру своих возможностей помогать! Другой аспект – насколько хватает данных знаний? Лучший способ – это перенаправить владельца будущего щенка к специалисту, который возложит на себя все хлопоты связаные с консультацией и советами по уходу. В худшем – заводчик дает такие советы, от которых потом владелец питомца с уже подросшим щенком хватается за голову, ищет опытных кинологов, а все… щенок уже подрос и дрессировщики-инструктора не боги, корректировать – не воспитывать.
Куда обратиться за советом?
Это дело каждого.
1. Можно прислушиваться к советам собаководов, которые выгуливают собак на пустырях, стоя тесным кольцом и лишь изредка оборачиваясь на своего четвероногого друга. – Только их советы не дадут полного понимания. Есть угроза, что ваш питомец вырастет не для вас, а для прогулок в этом тесном кругу, где лишь укрепляется разобщенность с вашей собакой.
2. Найти совет у человека, который одиноко бредет по улицам города и его собака всегда находиться недалеко от него. – Это уже лучше! Человек приобретал себе друга, с которым можно насладиться прогулкой.
3. Обратиться к специалисту. Не тому, который теоретически рассказывает, а действительно имеет собак, которых сам воспитывал, выгуливал и дрессировал.
Разобраться, чему поверить, а что пропустить мимо ушей, порой непросто. Советчик может заниматься собаками долгие годы, иметь множество собственных, а должными знаниями не обзавестись. Кроме того, все собаки разные, и слепо переносить на вашу то, что подошло другой, не верно. А уж в том, что касается дрессировки вашей собаки, «разбираются» абсолютно все. Давно известно, что все знают, как лечить чужие болезни, и как воспитывать чужих детей. Дрессировка чужой собаки идеально вписывается в эту схему. Прежде чем внимать советам очередного доброхота, посмотрите хотя бы, как он управляется с собственной собакой.
Импринтинг.
Примерно с полутора месяцев, когда органы чувств щенка уже достаточно развиты, а некоторое количество готовых ответов на знакомые ситуации уже накоплено, он проявляет выраженное ориентировочно-исследовательское поведение, и его интенсивность не снижается до начала смены зубов (3–4 мес.). В это время начинают формироваться связи щенка с другими особями, как собаками, так и людьми, новым местом. Активное общение с окружением становится возможным благодаря относительной зрелости воспринимающей и двигательной систем. В общем процессе воспитания период с трех недель до 3 месяцев является решающим, и упущения бывает невозможно восполнить никакой, даже самой умелой, дрессировкой. Этот период присущ любому живому существу и носит название «импринтинг» (с англ.— запечатление).
Импринтинг — свойство детенышей, выраженное в запоминании истинного или приемного родителя и своей среды обитания, пищевых объектов, представителей своего вида, видовых поведенческих актов. Каждый еще со школьной скамьи помнит примеры того, как гусята, вылупившиеся из яйца, запоминали хозяина как своего родителя.
Согласно научным исследованиям, базовый объем долговременной памяти определяется именно периодом импринтинга. Щенки, содержащиеся в «тюремных» условиях, всегда вырастают более трусливыми, глупыми, чем их собратья, выращенные «на свободе». Чем богаче окружающий мир щенка, тем он здоровее и физически, и психически. Чем больше щенок общается с хозяином, тем легче он впоследствии дрессируется.
Итак, каков же в этом возрасте (1,5–3 мес.) наш питомец и что мы должны делать для его воспитания? Щенок сейчас похож на 6-9-месячного ребенка: он так же вездесущ, любопытен, приветлив и контактен, все пробует на зуб. Лучше, если кто-то будет постоянно дома для удовлетворения потребности щенка в общении. Более того, щенки, мало видевшие и общавшиеся с людьми в этом возрасте, не приобретут потребности в наличии хозяина и будут «гулять сами по себе». Постоянное общение щенка с человеком способствует развитию подсознательного взаимопонимания, когда собака угадывает намерения хозяина по малейшим жестам.
В этот период щенки очень легко обучаются навыкам, связанным с какой-либо деятельностью, если их выполнение вызывает у них положительные эмоции. К двум месяцам щенок понимает команды «гуляй», «ко мне», «место», «сидеть». Естественно, глупо требовать от щенка длительно сохранять положение в последних командах, поскольку его нервная система недостаточно созрела для этого, да и смысл такой начальной дрессировки несколько иной: просто щенок усваивает, что иногда хозяин хочет, чтобы он выполнил его команду, и что от этого послушания ему становится хорошо (его угощают, гладят).
Ближе к трем месяцам у щенка начинают созревать функциональные системы торможения. Он более способен сосредоточиться на выполнении команды, может некоторое время сохранить выдержку в положении «сидеть» или «лежать», усвоить смысл команды «фу». Но, выполняя эти нехитрые приемы, не усердствуйте, не форсируйте обучение, дабы похвастать перед знакомыми, и тем более не принуждайте щенка к послушанию силой — это приведет к нарушению ваших взаимоотношений, а еще хуже — к тяжелому неврозу.
Все обучение щенка этого возраста должно идти на игре, на положительном подкреплении. Отрицательно подкрепить единственно «плохую» команду «фу» можно рывком за шкирку (как дернула бы щенка мать), шлепком газетой, свистком или просто «зверской» интонацией. Разумеется, делать щенку выговор или напоминать ему о приличиях глупо — он вряд ли что-то поймет.
Если подвести итог, то можно сказать, что воспитание щенка в этот период сводится к закреплению желательного поведения и предотвращению появления нежелательного (например, если не давать щенку подбирать отбросы, став взрослым, он вряд ли это будет делать).
Другая проблема этого возраста в том, что щенок должен воспринять как общество себе подобных общество собак. Многие владельцы, оберегая щенка от инфекций, не выводят его на улицу аж до полугода. Конечно, жизнь своей собаке они сохраняют, но воспитывают совершенно морального урода, который либо боится всех собак, либо затевает драку даже с представителями противоположного пола. Если такая собака и обладает от природы добрым нравом, она не понимает «собачьего языка» — поз, телодвижений, ритуалов, и тем самым провоцирует агрессивное отношение к себе.
Обычно владелец такого пса-изгоя обижается на всех и вся и водит собаку на поводке, обрекая ее на дальнейшее одиночество. Мало того, у таких собак сильно нарушено половое и материнское поведение, что, естественно, создает свои проблемы. Поэтому нужно постараться либо подобрать постоянное общество собак (хотя бы одной), в котором минимален риск заразиться, либо как можно быстрее поставить прививки.
Еще одна необходимость для растущего щенка — игра. Это очень серьезное занятие, в процессе которого щенок, с одной стороны, тренирует свое тело и физически развивается, а с другой — обыгрывает все ситуации, которые могут с ним произойти в дальнейшем.
Часто от владельцев приходится слышать: «он у нас всю семью кусает, начинаешь его отгонять — не реагирует, ударишь — он еще злее, что из него вырастет, если уже сейчас хозяев не слушает?» Ну, во-первых, у человека и собаки на слово «хозяин» взгляд разный. Для щенка хозяин — это родитель в детстве и член стаи в дальнейшем. И, кусаясь, он не проявляет непочтения к хозяину, а на члене своей стаи отрабатывает ситуацию драки с нарушителем. А поскольку порог болевой чувствительности у человека и собаки разный, щенок не догадывается, что причиняет вам боль, да и сам от вашего удара не чувствует никакого дискомфорта, а только раззадоривается. Нет ничего плохого, если вы поиграете со щенком, поможете ему «победить», обрести уверенность. А доказывать, что вы хозяин, вам придется потом, в недалеком будущем.
Довольно глупо злить маленького щенка, поскольку истинное активно-оборонительное поведение проявляется у собак только с началом полового созревания, а усердие ретивых хозяев может привести разве что к стрессу, когда щенок, не могущий дать достойный отпор, впадает в истерику.
Итак, наша роль в воспитании щенка до 3–4 месяцев:
1. Дать возможность щенку полноценно общаться с сородичами (как со сверстниками, так и со взрослыми). Бывает достаточно 2–4 раза в неделю.
2. Как можно чаще и продуктивнее общаться со щенком самому и членам вашей семьи.
3. Удовлетворить потребность щенка в игре (с собаками, с человеком, с котенком).
4. Разнообразить места прогулок щенка (улицы, парк, транспорт и т. д.).
5. Поощрять за желательные формы поведения и предотвращать возможность появления нежелательных (спрячьте обувь, парфюмерию, книги, дайте щенку мячик, кости, палочки).
6. Не формируйте нежелательных привычек сами (не оставляйте не предназначенную щенку пищу в пределах его досягаемости, не предлагайте ему спать в своей кровати, изолируйте щенка на момент открывания входной двери). Тогда ваша собака не будет красть со стола, спать на кровати и сбивать с ног каждого входящего. Помните: любое живое существо, в том числе и человек, воспринимает как естественные и правильные те условия, в которых прошло его детство. Разубедить в этом никого не удается.
Основное развитие и рост молодой собаки, формирование ее экстерьера и воспитание поведения протекает от времени рождения щенка до 12-месячного возраста, особенно от 1-го до 7-го месяцев. Поэтому именно в этот период необходимо уделить особое внимание выращиванию и воспитанию щенка.
Гулять, общаться с другими собаками — через 2 недели после ревакцинации. Чтобы не затягивать процесс с выгулом знайте: иммунитет от матери у щенка сохраняется до 2-х месяцев. Если вы все же обеспокоены, то существует вакцина Нобивак, которая ставится в 4 недели. В 2 месяца уже можно делать нормальную прививку (Нобивак DHPPI+L (лептоспироз)). Помните, при затягивании процесса социализации, психологический аспект может оказаться не обратимым!
Культура «трапезы».
Есть несколько стандартных ошибок, которые совершают многие владельцы щенков, особенно, если это их первая собака. Наивное ожидание, что, повзрослев, собака сама изменится к лучшему – одна из них. Надежда на то, что собака поумнеет и станет послушной как бы сама собой, не оправдывается практически никогда. Утверждая, что собака изменилась в лучшую сторону «сама», владелец частенько не осознает, что в приятных изменениях основная доля заслуг – его. Своими правильными действиями он исподволь привил собаке нужные качества. И вот теперь он авторитетно поучает новичков, призывая их «не лишать щенка детства, он сам потом все поймет»! Например: «Моя собака и сама не сидит у стола, пока мы обедаем!» — гордо заявляет он. Еще бы! А кто в первый же день, садясь за стол, выставил щенка из кухни, отправил на место, где угостил косточкой. Не поленился несколько раз прервать собственную трапезу, чтобы вернуть упрямца на место. Не поддался на жалобное повизгивание, подхалимский взгляд, душераздирающие вздохи. Кто, рискуя поссориться с любимой тещей, отмел все возражения семьи, был терпелив и настойчив. Но это быстро забылось. Остался результат, получившийся как бы сам собой. Те, у кого это дело пущено на самотек, пробираются к своей тарелке, отпихивая собаку, караулят каждый кусок на столе и едят, раздраженно поглядывая на пускающую слюни псину. При этом бывает, что собачья миска стоит неподалеку, полная корма. Уму не постижимо, как удается испортить столь прожорливое создание и превратить его в привереду. Обычно, покупая щенка, вы узнаете, чем кормил его заводчик, часто даже получаете в придачу к щенку немного корма на первое время. Дальше покупаете тот же вид корма, или постепенно заменяете его другим. У заводчика щенок кормился вместе с однопометниками, и азартно чавкающие «коллеги» не давали ему расслабиться. Этим отчасти была вызвана жадность, с которой он заглатывал еду. У вас дома, оказавшись наедине с миской, без конкурентов щенок может уже не проявлять прежней активности. Причин торопиться у него нет. Без риска остаться голодным, он может позволить себе оставить часть корма и, побродив, вернуться доесть. А может и не доесть вовсе. Вот тут-то вы и попадаетесь! Единственная настоящая причина – щенок попросту сыт – вам в голову не приходит. Зато посещают разнообразные идеи, как скормить ему оставленное. Добавление сыра, йогурта, колбасы и прочих вкусностей приятно удивит «голодающего». А вот вы будете неприятно удивлены, когда в следующий раз сыр придется добавить уже сразу, без него дело не пойдет, а еще через пару дней щенок станет виртуозно выбирать добавки, пренебрегая основной едой. Теперь у вас есть причина для переживаний, причем вы ее создали своими руками. Вместо полноценного корма щенок питается кусочками, состав и количество которых ему никак не подходят. А ведь все было легко наладить. Подождав минут 10–15, убрать миску с недоеденным кормом до следующего кормления, дав в другой раз еды поменьше. Повторив при необходимости этот прием несколько раз, заметите, что к щенку вернулся прежний аппетит и он в отличной форме.
Для корма и воды лучше иметь две эмалированные миски, (а еще лучше никелированные). Одна с водой стоит постоянно. Корм ставят только на время еды. Обязательное условие – щенка надо сразу кормить с подставки такой высоты, при которой шея щенка будет параллельна полу, чтобы не искривлялись шейные позвонки, сам позвоночник и суставы передних ног. Высота подставки должна увеличиваться по мере роста щенка. Миска с водой должна стоять также на подставке. Пища должна быть комнатной температуры (не горячая и не холодная).
Кормление щенка должно быть частым: 6 раз в сутки – до 2-х месяцев, 5 раз – с 2 до 4 месяцев, 4 раза – с 4 до 6 месяцев, 3 раза – с 6 до 9 месяцев, 2 раза с 9 месяцев. По объему и калорийности питание зависит от конституции собаки, ее физического состояния, длительности и интенсивности ежедневных прогулок, времени года и т. д.
Для сохранения здоровья вашего щенка необходимо правильное кормление. Очень часто при недостаточном кормлении и плохом содержании независимо от наследственных факторов формируется сухая или нежная конституция, при обильном кормлении и перекорме наблюдаются рыхлость и сырость, что нежелательно для нашей породы
Миска с едой помещается на подставке высотой, равной локтевому суставу собаки. По мере роста щенка высоту подставки увеличивать. Это требование необходимо соблюдать во избежание искривления позвоночника щенка от неправильной позы во время еды.Также рекомендую при выращивании щенка, лечении рахита, болезни костей «Гелакан» или 8 в 1 «Glucosamine» для регенерации суставного хряща, сухожилий, соединительной ткани и кожи. Препараты обеспечивает добавку гидролизата желатина или коллагена и оказывает благоприятное воздействие на регенерацию соединительной ткани опорно-двигательного аппарата.
Показания: Для профилактики и лечения нарушений в опорно-двигательной системе собак:
— при заболеваниях лап;
— для регенерации суставного хряща;
— при повреждениях сухожилий и их заболеваниях;
-при дисплазии;
Дозировки: Давать ежедневно в соответствии с массой собаки из расчета 1 таблетка на 10 кг. веса
Препарат невозможно передозировать, он может применяться непрерывно. Дозировка в начале лечения может быть увеличена в два раза.
национальной категории по рабочим качествам и спорту,
мастер — грумер, тел. (391) 241-84-61
Далее
Скоро